Звонок, заказ, схватил технику и помчался закалачивать деньги. Ооооо, знакомая история для многих, особенно, если сильно нужны средства для существования здесь и сейчас.

Реальная история из практики

Статья эта рождается по горячим следам. На конкретном примере распишу свои ошибки, как фотографа. Хоть мой опыт уже более 10 лет, но и на старуху бывает проруха

Погнали

Данный заказчик- мой постоянный клиент, мы работали раз 5. Всё было чётко до последней съёмки. Т.к. прежние съёмки проходили удачно, то в этот раз мы все не вдавались в подробности кому и что нужно. Обе стороны решили, что всё и так понятно

Первый мой визит на объект

Приезжаю. На всю стелу растяжка «Ищем сотрудников». Пишу клиенту: «Так дело не пойдет, нужно подготовить объект, это зафотошопить невозможно». Уезжаю

Второй визит

Сняла и так и эдак. И с творческим подходом- много асфальта, мало самого объекта, и крупняки пистолетов и то, и сё, и третье- десятое. Скинула клиенту результат. Ответ «Плохо». Я: «Что хотите по итогу?» Скидывают фотографии из интернета, а там дорого-богато. Всё чистенькое, светленькое и с обработкой сказочной. Нет проводов и прочего. Пишу клиенту: «Возможно сделать всё, но я не уровня Бог. Давайте готовить объект- выкрашиваем бордюры, убираем лишние провода.» Договоились. Стала ждать, когда объект доведут до ума

Визит третий

Приезжаю, вся дорога близ объекта перекопана, вырваны бордюры. Внезапно дорожная служба затеяла ремонт. Снимать такое нельзя. Уехала

Завершающий визит

Съёмка на закате- запрос клиента. 3 минуты работаю, приезжает бензовоз и начинает сливать топливо. Наличие его на фото вне  тех.задания. Жду пол-часа. Солнце, естесственно, село. Т.к ездить на объект сил и желания уже нет, то работаю как есть. Добиваю всё в постобработке. Заказчик счастлив. Фотограф вымотан

Как работать с крупными компаниями. Фотография АЗС

Что должно быть в тех.задании

Обсуждения с заказчиком могут быть как в телефонном режиме, так и в режиме переписки. Главное- весь итог вынести отдельным сообщением, где всё разложено по пунктам. И закрепить согласием со строны клиента. Мы- то с тобой знаем, что крупные компании работают с маркетолагами и они выходят на исполнителя- фотографа уже с готовым тех.заданием. Но, далеко не все имеют в своем штате такого сотрудника. От этого, доводим всё до ума самостоятельно. Лишаем себя дальнейшей головной боли. 

Поехали

Какие вопросы задаём клиенту и вытаскиваем из него ответы:

1. Съёмка с какой целью?   В зависимости от ответа, делаем выводы и фиксируем: 

— Для соцсетей. Значит снимки должны быть кадрированы 1:1,  а те, что пойдут в сторис, должны быть вертикальные. Разрешение делаем соответствующее

— Для печати плакатов. Тут выясняем, какого формата они должны быть по итогу. И какие технические требования к фотографии. Более того, уточняем, будет ли текст на фотографии и нужно ли оставить «пустое» место на снимке, если да, то где оно должно быть. Уточняем горизонтальное или вертикальное фото должно быть. Ибо исправить в процессе обработки будет либо тяжело, либо невозможно

— Для печати альбома. Тут уточняем, какого формата планируется альбом. Если вертикальный- ведущие портреты должны быть вертикальные, сопутствующие снимки могут быть горизонтальные. Утверждаем, что будут «подсъёмки», т.е кадры, которые могут стать фоном в альбоме: крупным планом росинка, травинка, тарелка, вилка и тому подобное. Ну, это если заказчик сам планирует собирать альбом. Если альбом делаешь ты, то эти снимки делаешь молча

— Для публикации на сайте. Вот тут уточняем разрешение, в котором снимки должны быть. Фиксируем форму фотографий горизотнальные, вертикальные или круглые они должны быть по факту

2. Сколько снимков нужно сделать?  Всегда должна быть конкретная цифра. Если захочешь сделать приятное клиенту, отдашь на тройку снимков больше. Но, обкосячится и отдать меньше запланированного нельзя

3. Референс. Просишь заказчика отправить фото из Интернета, как он себе представляет результат съёмки. Ищешь схожие ± в том же ключе картинки на просторах интернета сам. Скидываешь клиенту, чтобы вы оба поняли, к чему идёте на съёмке. Или с чего начинаете, тут уж как маза пойдет. Итого снимков 10 быть должно, чтобы наглядно что да как

  4. Цвет в фотографии. Обсуждаем, должны ли на фотографии цвета быть точной копией цветов объекта, или допускаются отклонения

5. Количество человек, участвующих в съёмке. Вот тут прям внимательно и чётко. Ибо уговор может быть на 2х взрослых, а по-факту будет ещё десяток детей плюс бабушки и дедушки. Объём работы вырастит в разы 

6. Форма и цвет одежды. Обсуждаете с заказчиком в чём будут одеты модели. Это делается для того, чтобы не оказаться в неловкой ситуации. Скажем, запрос на портреты крупным планом, а одежда будет ядовитого цвета и с блеском. Тут стоит указать заказчику на сложность данной работы и, вероятность того, что не получится. Мы то с тобой знаем, какой цвет лица при этом может получиться

7. Будет ли стилист и визажист готовить героев к съёмке? Часто, клиент не понимает всей сложности работы. Да он и не должен, на самом деле. Считает, что сделать макияж самостоятельно будет достаточно. Но если разговор идёт о портретах крупным планом, то тебе придётся настоять на визажисте, минимум. Если подразумевается съёмка в виде репортажа нескольких второстепенных героев, то заострить внимание нужно на одежде каждого, кто будет на съёмке, и на маникюре, и на укладке, в том числе. Были у меня случаи, когда нужно снять руки на клавиатуре бухгалтера, а там облезлый маникюр. Такая себе ситуация

8. С кем имеешь дело. В случаях работы с компаниями, часто на связь выходят два и более человека и ведут с фотографом разговоры. Вот тут важно определиться, с кем из них конкретно ты ведёшь переговоры, кто озвучивает конечные требования, кто будет принимать результат и кто будет оплачивать. Ибо в противном случае, поломанный телефон обеспечен. Договорённости могут посыпаться в любой момент

9. Локация, время суток, продолжительность Тут такой момент, если съёмка на закате-рассвете, то ты, как фотограф, поясняешь, что время на съёмку ограничено минутами 30-40. Если работа объёмная, то оговаривается несколько дней на съёмку. Продолжительность определяешь ты, исходя из запроса клиента. Может быть и такое, что клиент готов потратить всего час, а там работы на 3 минимум. Либо ещё веселее, договор на 2 часа, а там понеслась душа в рай- растяжка до 4х часов, а ты не планировал столько, и у тебя сильно важные дела были. Но всё полетело по звезде

10. Как передаётся результат съёмки? Тут уточняем, заливаем всё на флешку, передаем через облако или сайт

11. Стоимость. Определив объём работы, называеешь свою цену. Если объем работы меняется в процессе съёмки, оставляешь за собой право увеличить сумму гонорара и это проговариваешь

И ВОТ ТУТ ВАЖНОЕ

Если пошло не так, то что? Скажем, ты приезжаешь на съёмку, а там опаздывает клиент, как быть? От этого, прописываем последними пунктами в тех.задании моменты

— Клиент опоздал на съёмку, фотограф не несёт ответственности за конечный результат. И так как фотограф был готов выполнить всю работу полностью. А клиент не прибыл вовремя, оплата полноценная 100% от заказа

— В последний момент клиент меняет локацию или время съёмки. Это может быть не страшно, если ты везде успеваешь. Но, может случиться так, что референсы все были в светлых тонах, а прибываете вы на место, где всё вокруг в темносером и вместо дневного света ты работаешь в вечернем.  Результат может не соответствовать первоначальным требованиям, но, т. к. прихоть не фотографа, оплата 100% за любой исход событий

— Если локация выбрана заказчиком, ты приезжаешь в день Х, а там закрыт, по неведанным причинам, вход. Этот пункт прописывается. Если фотограф приехал, а съёмка не состоялась, то съёмка переноситься, но выезд фотографа оплачивается отдельно, сумму указываешь свою

 Если результат съёмки не удовлетворил клиента. А вот тут нужно уметь отвечать за свою работу и уметь давать гарантии. Прописываешь, либо сроки, когда переделываешь, либо возврат суммы. Но это работает, когда есть точное ТЗ. 


Ночная съёмка

Блог о фотографии

Что нужно сделать до съёмки. Фотограф в жанре Ню. Татьяна Хасанович. Красноярск

Идеальная аватарка в соц.сетях

Строишь бизнес в соц.сетях? Продаёшь услуги? Создаёшь свой бренд? Какую фотографию выставить на аватарку?
Что нужно сделать до съёмки. Фотограф в жанре Ню. Татьяна Хасанович. Красноярск

Съёмка в солнечный день. Выкручиваемся как можем

Как снимать в солнечный день. Работа с отражателем. Теньи.
Что нужно сделать до съёмки. Фотограф в жанре Ню. Татьяна Хасанович. Красноярск

Лайт-диск. Что за зверь?

Как выбрать отражатель для своих целей?
Что нужно сделать до съёмки. Фотограф в жанре Ню. Татьяна Хасанович. Красноярск

Съёмка хирургов

Репортажная съёмка в операционной. Как снимать врачей.
Что нужно сделать до съёмки. Фотограф в жанре Ню. Татьяна Хасанович. Красноярск

Как снимать музыкантов

Как фотографировать музыкантов
Что нужно сделать до съёмки. Фотограф в жанре Ню. Татьяна Хасанович. Красноярск

Свет в мужском портрете

Сегодня о самых простых схемах света в мужском портрете. Работа со светом от окна, с обычным софтом и отражателем....
Что нужно сделать до съёмки. Фотограф в жанре Ню. Татьяна Хасанович. Красноярск

Осенние фотосъёмки

Как фотографировать осенью. Осенние съёмки
Что нужно сделать до съёмки. Фотограф в жанре Ню. Татьяна Хасанович. Красноярск

Съёмка на закате в подсолнухах

Как фотографировать на закате. Как фотографировать в подсолнухах
Что нужно сделать до съёмки. Фотограф в жанре Ню. Татьяна Хасанович. Красноярск

Съёмка школьников в студии

Сегодня говорим о съёмке классов для выпускного альбома. Разберемся где снимать, как снимать, чтобы был хороший...
Что нужно сделать до съёмки. Фотограф в жанре Ню. Татьяна Хасанович. Красноярск

Деловой портрет

Говорим о деловом портрете. Что должен знать фотограф и клиент.
Что нужно сделать до съёмки. Фотограф в жанре Ню. Татьяна Хасанович. Красноярск

Якорь воспоминаний

Задача сделать снимок, который западёт в саму душу
Что нужно сделать до съёмки. Фотограф в жанре Ню. Татьяна Хасанович. Красноярск

Приоритеты в съёмочном процессе

Поговорим о свете и сюжете. Что выбрать для съёмки? Снимать сложные кадры со сложным светом и выдавать 5-7 фотографий...
Что нужно сделать до съёмки. Фотограф в жанре Ню. Татьяна Хасанович. Красноярск

Смотреть, но не видеть

Что нужно сделать до съёмки. Фотограф в жанре Ню. Татьяна Хасанович. Красноярск

Фокусное расстояние для портрета

Что нужно сделать до съёмки. Фотограф в жанре Ню. Татьяна Хасанович. Красноярск

Когда клиент грубит.

Данный сайт содержит снимки обнаженной натуры